Архив Официального сайты муниципального образования "город Воткинск"
Основан в 1758 году...
 Воскресенье 24.09.2017 

15.12.2010
Итоги за 2007 год
Итоги за 2008 год
Итоги за 2009 год
Отчет об исполнении Бюджета МО «Город Воткинск» за 2005 год
Отчет об исполнении Бюджета МО «Город Воткинск» за 2006 год
Отчет об исполнении Бюджета МО «Город Воткинск» за 2007 год
Отчет об исполнении Бюджета МО «Город Воткинск» за 2008 год
Отчет об исполнении Бюджета МО «Город Воткинск» за 2009 год
Проект бюджета 2010 год
Проект бюджета 2011 год и плановый период 2012-2013 годов

RSS Что такое RSS и как его использовать


Искать: части слов слова словосочетание
Администрация города
Концепция развития муниципального образования «Город Воткинск»
на 2011-2015 годы
ВВЕДЕНИЕ

Концепция социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2011-2015 годы (далее – Концепция) представляет собой стратегический программный документ, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития города Воткинска, а также направления и механизмы их реализации на долгосрочный период.
Концепция является логическим продолжением курса социально-экономического развития города Воткинска, определенным предыдущими среднесрочными программами, и направлена на сохранение и развитие достигнутых результатов и положительных тенденций в развитии города.
Концепция разработана на основе Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года и учитывает основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Условием успешной реализации Концепции является формирование системы взаимоувязанных документов стратегического планирования: федеральных отраслевых стратегий развития, стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики, стратегических программ крупных промышленных предприятий города.
Стратегические ориентиры развития города должны опираться на реализацию комплекса мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов, обеспечивающих благоприятные условия для ускоренного развития городской экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения.
Поддержка государством развития ключевых для города отраслей экономики будет оказываться при условии, что предприятия указанных отраслей осуществляют модернизацию производственных мощностей с применением конкурентоспособных отечественных технологий и оборудования.
Кроме того, по отдельным инвестиционным проектам могут быть привлечены средства Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании, федеральных целевых программ, применены инструменты льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам.

История города Воткинска, как и многих уральских городов, ведет свое начало с момента подписания в 1757 году императрицей Елизаветой Петровной Указа о строительстве железоделательного завода на реке Вотка. Строительство завода было поручено графу Петру Ивановичу Шувалову. 21 сентября 1759 года завод был пущен в действие. С первых дней существования Воткинскому заводу поручались наиболее важные казенные заказы.
Вместе с развитием промышленного производства росло и развивалось поселение. В 1831 году администрация завода попросила у высшего начальства уральских заводов присвоить ему статус города. Просьба осталась без ответа, и еще целый век Воткинск именовали заводом.
20 августа 1935 года рабочий поселок Воткинск преобразован в город с непосредственным подчинением Воткинского горсовета Кировскому крайисполкому, а с 22 октября 1937 года включен в состав Удмуртской АССР.
В настоящее время город Воткинск имеет статус городского округа в составе Удмуртской Республики, входящей в Приволжский федеральный округ. Одновременно является административным центром Воткинского района.
Город находится в 62 км северо-восточнее г. Ижевска, в 12 км от реки Кама. Расстояние до столицы России – г. Москвы – 1191 км.
Площадь территории города составляет 112,18 квадратных километров. Основную долю – 70,49 кв. км. или 62,8% всего земельного фонда занимают лес и сельскохозяйственные угодья, под постройками занято 17,57 кв. км.
Воткинск расположен на берегу пруда, образовавшегося при строительстве плотины на слиянии рек Вотка, Березовка и Шаркан, входящих в бассейн реки Камы. Воткинский пруд является важнейшим для города хозяйственно-питьевым водоемом, занимает площадь 18 кв. км. Это самый большой в Удмуртии искусственный водоем.
Численность населения города Воткинска по состоянию на 1 января 2009 года составляла 96936 человек. Численность населения в трудоспособном возрасте - 60990 человек - 63% от общей численности населения города.
Воткинск – город многонациональный, в нем проживают более 50 различных национальностей. Преобладают в национальном составе населения города русские – 83,1 %, доля удмуртов составляет – 9,8%, татар – 3,7%, 3,4% составляют представители других национальностей.
Город занимает одно из ключевых мест в системе расселения Удмуртской Республики, из-за близости к Ижевску характеризуется наличием интенсивных производственных и социальных связей.
Воткинск имеет определенное транзитное значение. Через город осуществляется автотранспортная связь Ижевска с Шарканским, Дебесским районом, частично – связи Удмуртии с Пермским краем. Через территорию муниципального образования проходит магистральный газопровод Пермь – Казань – Нижний Новгород, транзитные линии электропередачи 220кВ из Пермского края в Кировскую область.
В настоящее время Воткинск – стабильно развивающийся хозяйственный центр, со значительными перспективами развития социальной и коммуникационной инфраструктуры. Уровень экономического развития города, положение в системе расселения и хозяйственных связей и сравнительно благоприятная социальная ситуация определяют перспективы масштабного функционального развития городской среды.

В межрегиональной экономической конкуренции расположение города Воткинска имеет свои положительные и отрицательные особенности. С одной стороны, близость к столице республики г. Ижевску обеспечивает кооперацию ВПК, потенциально способствует притоку инвестиций в другие отрасли промышленного производства и непроизводственную сферу. С дpугой стоpоны, близость к Ижевску оттягивaет нa сeбя людской, финaнсовый, a в конeчном счeтe, и экономичeский потeнциaл Воткинска, что проявляется в сравнительном отставании как инфраструктурного обеспечения, так и инвестиционных процессов.
В городе расположено более 980 предприятий и учреждений, на которых трудятся более 42 тыс. граждан. Экономика города имеет преимущественно монопрофильный характер, ведущее место среди отраслей занимает машиностроение. ФГУП «Воткинский завод» является основным градообразующим предприятием, и от его финансовой деятельности в первую очередь зависит экономика города.
Спектр хозяйственной деятельности Воткинска дополняет ряд предприятий машиностроения, пищевой промышленности и стройиндустрии.
Потенциал дальнейшей диверсификации промышленного комплекса связан с функцией города, как межрайонного хозяйственного центра, к которому тяготеют Воткинский, Шарканский и Дебесский районы. На базе сырьевого потенциала происходит, и должна развиваться в дальнейшем, переработка продукции агропромышленного комплекса, стройиндустрия, укрепление функции города, как организационного центра нефтедобывающей деятельности и межрайонного центра социального и культурно-бытового обслуживания.
Целью инвестиционной политики является обеспечение экономического роста всех отраслей экономики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, стабильное функционирование систем жизнеообеспечения населения за счет привлечения и эффективного освоения инвестиций.

1. Итоги социально-экономического развития города Воткинска за 2006-2009 годы.

Решением Воткинской городской Думы от 31 мая 2006 года № 91 была утверждена вторая среднесрочная Программа развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2006-2010 годы.
Реализация Программы в докризисный период обеспечила устойчивый экономический рост, социальную стабильность, сохранение достигнутых в предыдущий среднесрочный период результатов в развитии города.

В таблице представлены основные итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» за 2006-2009 годы.

Показатель ед. изм. 2006 2007 2008 2009*
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами по полному кругу организаций млн. руб. 6070 6757 8966 11500
Темп роста в фактических ценах % 129,5 111,4 132,7 128,0
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования млн. руб. 692 818 852 698
Темп роста в фактических ценах % 103,3 118,0 104,2 82,1
Розничный товарооборот во всех каналах реализации млн. руб. 3583 4675 6178 6420
Темп роста в фактических ценах % 128,8 130,5 132,2 104,0
Объем платных услуг населению млн. руб. 874 1188 1291 1460
Темп роста в фактических ценах % 121,6 136,0 108,7 113,1
Прибыль сальдированная (прибыль за минусом убытков) млн. руб. 377 521 580 360
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета млн. руб. 424 558 646 500
Фонд оплаты труда млн. руб. 2830 3612 4920 5409
Темп роста в фактических ценах % 123,9 127,7 136,3 110,0
Номинальная начисленная средняя заработная плата руб. 7393,6 9495,2 12125,6 14129
Среднегодовая численность населения тыс. чел. 98,0 97,4 97,1 96,8
Среднегодовая численность работников предприятий и организаций тыс. чел. 31,9 31,7 33,8 32,1
Ввод в действие жилых домов тыс. кв.м. 16,2 17,0 16,6 19,6
Уровень зарегистрированной безработицы от трудоспособного населения % 1,2 0,9
0,9
1,8
* предварительные итоги

В 2008 году объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по полному кругу организаций составил 8 млрд. 966 млн. рублей, темп роста в фактических ценах 130,4%, индекс промышленного производства - 127%.
Несмотря на негативные тенденции в экономике, по предварительным итогам работы промышленных предприятий за 2009 год темп роста отгруженной продукции к аналогичному периоду прошлого года составил 128%. Промышленными предприятиями города произведено продукции на сумму более 11 млрд. рублей.
В целом, за истекшие четыре года объем отгруженной продукции по городу Воткинску увеличился почти в 2 раза.
В 2008 году объем прибыли (сальдированный финансовый результат по полному кругу организаций) составил 580 млн. рублей, что на 11% больше, чем в 2007 году в фактических ценах. Сумма прибыли (без учета убытка) составила 646 млн. рублей - 115,7% к уровню предыдущего года в фактических ценах.
В 2009 году произошло значительное сокращение сумы прибыли. По итогам работы крупных предприятий за 6 месяцев сумма прибыли составила 64% к аналогичному периоду прошлого года. Сумма сальдированной прибыли за 2009 год ожидается в размере 360 тыс. руб., 62,2% к 2008 году.

В течение 2006-2008 годов высокими темпами росла заработная плата. Однако, снижение темпов роста производства в отдельных отраслях экономики, негативные тенденции на рынке труда в 2009 году повлияли на замедление темпов роста оплаты труда по сравнению с предыдущим периодом. В 2009 году фонд оплаты труда увеличился к уровню 2008 года на 18,4%. Среднемесячная заработная плата по городу за 2009 год составила 14129 рублей, темп роста к уровню 2008 года - 114%, а по сравнению с уровнем 2006 года - года начала действия программы, заработная плата увеличилась в 2 раза.

Основными факторами, оказывающими влияние на показатели объемов оборота торговли и общественного питания, являются развитая инфраструктура потребительского рынка, уровень доходов населения, доступность кредитов.
За истекшие четыре года торговая сеть города существенно увеличилась. Вновь построенные магазины не только способствовали улучшению качества обслуживания населения, но и улучшили внешний облик города.
В 2008 году негативные явления мирового кризиса еще не отразились на развитии потребительского рынка в городе Воткинске. Объем розничного товарооборота в 2008 году увеличился на 132% и достиг 6178 млн. рублей.
Однако, в 2009 году рост товарооборота составил только 104% к аналогичному периоду 2008 года.
В целом, за 4 года реализации программы розничный товарооборот вырос в 1,8 раза, в 1,7 раза увеличился объем платных услуг.
На протяжении последних лет стабильной была ситуация на рынке труда. В 2007- 2008 годах уровень безработицы составлял менее 1% от экономически активного населения, численность официально зарегистрированных безработных не превышала 500 человек.
В 2009 году проблемы в промышленном секторе несколько осложнили ситуацию на рынке труда, возросла численность безработных. Вместе с тем, реализация мероприятий ведомственной целевой программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, позволила снизить негативное влияние кризиса и сохранить стабильность на рынке труда.
В течение 2009 года на реализацию программы направлено 39 млн. рублей. На сегодняшний день уровень безработицы в городе Воткинске составляет 1,8% - это один из самых низких показателей в республике.


Основные мероприятия, проводимые в области жилищно-коммунального хозяйства, были направлены на реализацию главной задачи - бесперебойное обеспечение населения и организаций жилищно-коммунальными услугами в соответствии со стандартами.
В городе Воткинске планомерно реализуются мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день 100% многоквартирных домов выбрали один из способов управления. Значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья.
В 2008-2009 годах в рамках реализации федеральной программы выполнен капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на сумму 75,4 млн. рублей.
Постепенно решается проблема обеспечения населения питьевой водой. За 2006-2009 годы выполнены работы по строительству и реконструкции водопроводов на общую сумму более 11 млн. рублей.
Построена и введена в эксплуатацию станция обеззараживания питьевой воды второй очереди водозабора, объем инвестиций - 90 млн. рублей.
В то же время, состояние сетей водопровода и канализации подошло к критическому рубежу. Износ водопроводных сетей 86%, канализационных - 73%.
За четыре года отремонтировано 68,2 тыс. кв. метров дорог на сумму 55,4 млн. рублей.
Одной из приоритетных в обеспечении подъема экономики города и улучшения качества жизни населения является сфера строительства и жилищной политики.
Благодаря развитию ипотечного кредитования, объемы жилищного строительства постепенно увеличиваются. За 2006-2009 годы введено в эксплуатацию более 70 тыс. квадратных метров жилья.
Для расселения из ветхого и аварийного жилья в 2009 году в городе построено четыре дома на общую сумму 80,3 млн. рублей, в которые расселены жители из 11-ти аварийных домов.
В отчетном периоде продолжались работы по газификации. За истекшие 4 года введено в эксплуатацию 65 километров газопроводов. В 2009 году закончены работы по газификации детского оздоровительного лагеря «Юность», что позволит снизить затраты на теплоснабжение лагеря. На эти цели из средств республиканского бюджета выделено 5,8 млн. рублей.

Решение многих городских проблем зависит от объема бюджетных средств, которые в 2006-2008 годах стабильно росли. За 4 года в 2 раза увеличилась бюджетная обеспеченность на 1 жителя города.


Вместе с тем, в 2009 году сокращение темпов роста производства в результате кризиса повлекло за собой снижение налоговых поступлений и, соответственно, дополнительные проблемы с исполнением бюджета.


Кредиторская задолженность с начала года возросла в 3 раза и составила на 1 января 2010 года 64,5 млн. рублей.

Большим стимулом в развитии социальной сферы стали национальные проекты, инициированные Единой Россией.
Одно из направлений национального проекта «Образование» - поддержка общеобразовательных школ, внедряющих инновационные образовательные программы. За период с 2006 по 2009 год 5 школ города (из них одна дважды) получили гранты по 1 млн. рублей. Все школы подключены к сети Интернет.
За истекший период в городской системе образования сделан существенный шаг вперед в решении двух проблем:
первая – увеличение количества мест в детских садах,
вторая – реорганизация системы школьного питания.
Проблема обеспечения местами в детских садах всех желающих в последние годы в городе стоит очень остро. Для ее решения сделано следующее.
Введено в эксплуатацию после капитального ремонта два детских сада на 270 мест. Кроме того, в действующих детских садах города вновь открыто восемь групп, что позволило дополнительно принять еще 140 детей. В настоящее время ведутся работы по капитальному ремонту еще одного детского сада на 70 мест. Всего за четыре года количество мест в детских садах увеличилось на 410 единиц.
Организация полноценного питания детей также является предметом постоянной заботы. В рамках республиканской целевой программы «Детское и школьное питание» введена в эксплуатацию базовая школьная столовая, для чего из республиканского бюджета в 2007 и в 2008 году выделено 35 млн. 800 рублей.
В 2008 году для всех школьных пищеблоков закуплено современное технологическое оборудование на сумму 30 млн. рублей, 14 млн. 800 тыс. рублей республика выделила на ремонт пищеблоков. В 2009 году на эти цели израсходовано еще 10 млн. рублей. В настоящее время завершен ремонт с установкой нового оборудования в восьми школах из шестнадцати.

Деятельность здравоохранения города направлена на решение главной цели - увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи.
С 2006 года лечебные учреждения города начали работать над выполнением национального проекта «Здоровье». За четыре года в рамках реализации проекта поступило 157 млн. рублей, приобретено 29 ед. оборудования.
Продолжалась реализация пяти целевых городских программ в сфере здравоохранения. За 4 года на их реализацию из всех источников финансирования направлено 25,5 млн. рублей.
Если говорить о демографической ситуации в городе, то необходимо отметить положительную тенденцию.
За последние 4 года снизилась смертность, увеличилась рождаемость. В 2009 году впервые за многие годы город вышел с положительным естественным приростом 32 человека.


Снижается смертность населения в трудоспособном возрасте. За последние четыре года в структуре данной смертности лидирующую позицию занимают заболевания системы кровообращения.
Для оказания квалифицированной помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями на базе Городской больницы №1 в 2009 году велись работы по открытию сердечно-сосудистого отделения на 60 коек.
Наряду с положительными моментами, в здравоохранении остается много проблем. Несмотря на проводимую работу, общая заболеваемость населения сохраняется высокой. Актуальна проблема с кадрами. Обеспеченность врачами в городе Воткинске ниже средне республиканского показателя.

Укреплению здоровья горожан способствуют также занятия физкультурой и спортом. Стабильно Воткинск занимает первое место среди городов Удмуртии по количеству занимающихся. Ежегодно в городе проводится Спартакиада трудовых коллективов, число ее участников постоянно увеличивается.


Наши спортсмены добиваются высоких результатов и большом спорте, на всероссийских и международных соревнованиях. Два воткинских спортсмена включены в сборную России для подготовки к летним олимпийским играм 2012 года.

2. Характеристика хозяйственного комплекса

Воткинск – промышленный город, занимающий важное место в экономике Удмуртской республики, Приволжского федерального округа и всей страны в целом.
Экономика города имеет преимущественно монопрофильный характер. Базой экономического развития является промышленность, которая специализируется на машиностроении. Структура промышленного производства Воткинска следующая: машиностроение и металлообработка – 85 %, пищевая промышленность – 9,8 %, производство строительных материалов – 0,8 %, прочие отрасли – 4,4 %.
В течение последних трех лет удельный вес промышленной продукции города в общем объеме промышленности Удмуртской республики составлял 3,8- 4,0%.
Доля объема промышленной продукции крупных и средних предприятий составляет более 90%, остальная продукция производится на предприятиях малого бизнеса. К крупным и средним промышленным предприятиям города относятся ФГУП «Воткинский завод», ООО «Завод нефтегазового оборудования «Техновек», ОАО «Завод РТО», ОАО «Воткинский хлебокомбинат», ОАО «Пищекомбинат «Воткинский», ОАО «Воткинскмолоко», ОАО «Воткинская Промышленная Компания» и другие.
Ведущую роль, как в машиностроении, так и в целом в промышленном производстве города Воткинска исторически определяет градообразующее предприятие ФГУП «Воткинский завод» - одно из старейших предприятий отрасли. Доля продукции предприятия составляет более 70 процентов всего промышленного производства города. Завод постоянно наращивает объемы производства и обеспечивает около 30 процентов всех поступлений в бюджет города. Половина населения города - это работники ФГУП «Воткинский завод» и члены их семей.


Качественная и надежная продукция завода всегда высоко ценилась не только в России, но и за рубежом. В настоящее время основным предметом деятельности предприятия является производство военной техники и вооружения. Кроме того, предприятие изготовляет продукцию гражданского назначения: оборудование и инструмент для нефтегазодобывающей промышленности, детали и узлы для энергетической промышленности, оборудование для атомной промышленности, металлорежущие станки, товары народного потребления.
В состав предприятия входят следующие основные производства: литейное, кузнечное, заготовительное, механообрабатывающее, сварочное, термическое, пластмасс и РТИ, сборочное, инструментальное, производство и нанесение ТЗП, гальвано-химическое производство. Вспомогательные производства обслуживают энергетический комплекс, автотранспортное управление, железнодорожный цех, ремонтно-строительный цех и складское хозяйство.
Кроме ФГУП «Воткинский завод» отрасль машиностроения и металлообработки представлена следующими крупными предприятиями:
ООО «Завод нефтегазового оборудования «Техновек». Предприятие специализируется на производстве нефтяного и газового оборудования.
Предприятие работает стабильно, постоянно наращивая объемы производства, увеличивая номенклатуру выпускаемых изделий.
В перспективе планируется выпуск новой продукции, приобретение высокотехнологического оборудования, внедрение инновационных технологий, что будет способствовать стабильному росту предприятия.
Воткинский филиал ОАО «Газмаш». Основным видом деятельности является производство бытовых газовых и электрических плит.
В последние годы завод работает неритмично, были случаи длительных вынужденных простоев. Основные проблемы предприятия: сбыт готовой продукции, особенно газовых плит, недостаточная обеспеченность материалами, дефицит высококвалифицированных кадров.
ООО «Завод РТО» специализируется на выпуске нестандартного оборудования, предназначенного, в основном, для эксплуатации в атомной и нефтедобывающей промышленности.
Производство строительных материалов представлено ООО «Базальтовое волокно», кирпичный завод ООО «Феникс», ООО «Уралпромлес», ООО «Новая техника», ООО «АТВ».
Стабильно работают предприятия пищевой промышленности: ОАО «Воткинский хлебокомбинат», ОАО «Воткинскмолоко», ОАО «Воткинский пищекомбинат». После процедуры банкротства возобновил свою деятельность ОАО «Воткинский мясокомбинат».

В дальнейшем будет происходить активное развитие отрасли – за счет роста производства на существующих предприятиях, а также за счет создания новых. Новые производства преимущественно будут ориентированы на выпуск товаров широкого потребления и машиностроительного оборудования. Возможно встраивание Воткинских предприятий в технологические цепочки предприятий транспортного машиностроения республики. К 2015 году прогнозируется удвоение объема производства продукции машиностроения (с учетом ввода новых предприятий).
Учитывая, что город Воткинск по всем признакам является моногородом, для успешного развития городской экономики необходима комплексная поддержка на государственном уровне. Она может быть выражена, как в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставлении гарантий для отдельных предприятий, так и в форме прямых инвестиций в создание новых производств, модернизацию и перепрофилирование существующих.
Вместе с тем, поддержка государством развития ключевых отраслей экономики будет оказываться при условии, что предприятия указанных отраслей осуществляют модернизацию производственных мощностей с применением конкурентоспособных отечественных технологий и оборудования.
Будет определен комплекс мер по закреплению в городе трудоспособного населения и привлечению квалифицированных кадров, включая улучшение социальной инфраструктуры, развитие профессионального образования.

3. Анализ перспектив развития города Воткинска, существующие проблемы.
Сегодняшние проблемы города Воткинска связаны с историей возникновения и особенностями развития города. Город Воткинск строился вокруг крупного промышленного объекта, который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и значительной части социальной сферы, сформировал облик городской среды. В условиях плановой экономики стабильность экономической базы города обеспечивала устойчивые перспективы развития.
Все эти факторы самым непосредственным образом отражались на муниципальном развитии. Новая модель развития должна позволить городу Воткинску найти свою нишу в рыночном экономическом пространстве региона.
Проблем, стоящих перед городом, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Для целей долгосрочного планирования развития необходимо выделить те, решение которых имеет стратегическое значение, окажет комплексное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, предотвратит возможные масштабные негативные последствия в будущем.
Наличие такого крупного предприятия как ФГУП «Воткинский завод» на территории муниципалитета является ограничительным фактором дальнейшего развития экономики города. Сегодня производственная нагрузка на город такова, что мы не можем ставить вопрос о привлечении иных крупных производств на свою территорию. На протяжении последних 10 лет структура экономической базы существенно не менялась, и нет предпосылок для ее кардинального изменения в будущем.
Производственная деятельность вне градообразующего предприятия находится на более низком уровне, и это приводит к тому, что высокий средний уровень заработков на одном предприятии формирует уровень потребительских цен для всего населения города. Для небольшого города характерен значительный разрыв между средней зарплатой в промышленности и в бюджетной сфере.

Город Воткинск расположен в непосредственной близости к столице Удмуртии Ижевску, который уже в силу своего статуса, размера, имеет изначальные преимущества перед любым городом республики. В Ижевске концентрируются основные финансовые и товарные потоки республики, сосредоточены крупные образовательные и научные учреждения. Городу Воткинску в настоящее время трудно что-либо противопоставить этим преимуществам и в конкурентной борьбе за ресурсы (трудовые, инвестиционные) еще предстоит найти свою нишу. Это относится и к проблемам формирования малого и среднего бизнеса города, который испытывает серьезную конкуренцию со стороны более мощных структур из города Ижевска.
Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что уже сегодня часть населения Воткинска, особенно молодежь, связывают свое сегодняшнее и будущее положение с возможностями трудоустройства и переезда на постоянное местожительство в более крупные города: Ижевск, Пермь, Москву, Санкт-Петербург.

Неблагоприятные экологические условия и вредные условия труда на базовых предприятиях города становятся причиной повышенной заболеваемости и преждевременной смертности. И хотя в последние годы началась тенденция снижения естественной убыли населения, смертность пока еще превышает рождаемость. Кроме того, численность населения города снижается за счет миграции населения.
В настоящее время, в условиях снижения доходности бюджета, обусловленной финансово-экономическим кризисом, собственные доходы бюджета не только не позволяют эффективно и в необходимом объеме решать текущие проблемы, а тем более вкладывать собственные средства в проекты перспективного развития. 70% общей суммы расходов бюджета города направляются на оплату труда работников бюджетной сферы. Бюджетная недостаточность является главной причиной деградации муниципального сектора экономики в городах, низкого качества бюджетных услуг.

В городе большой объем ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу. Недостаточное благоустройство придомовых территорий и территорий внутри жилых микрорайонов, низкий уровень обустройства детских площадок.
Высокий износ электросетей, сетей водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Существующие очистные сооружения эксплуатируются с превышением производительности на 10%. Недостаточно развитая дорожная инфраструктура: нехватка транспортных сетей в центральной и заречной части города, редкая магистральная сеть в районах усадебной застройки. Низкое качество дорожного покрытия.

Сфера профессиональной подготовки и переподготовки в городе не в полной мере соответствует требованиям рынка труда. Уже сегодня многие предприятия города не могут удовлетворить свои потребности в работниках определенных профессий и квалификаций за счет местной молодежи. В свою очередь, учащаяся молодежь города Воткинска не всегда может здесь трудоустроиться и часто не рассматривает город в качестве места будущей жизни. Дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих специальностей, является фактором, препятствующим росту экономики в городе.

Состояние социальной инфраструктуры.
В области медицинского обслуживания:
- Необходимость ремонта и реконструкции зданий и помещений учреждений здравоохранения, особенно подразделений МЛПУ «Городская больница № 2»: родильный дом, поликлиника, станция переливания крови.
- Необходимость переноса здания туберкулезного диспансера за черту города. В настоящее время туберкулезный диспансер находится в центре города, что противоречит санитарным нормам.
- Недостаток квалифицированных кадров, особенно узких специалистов. Укомплектованность врачами составляет 54%, средним медицинским персоналом - 72%.

В области образования:
- Дефицит дошкольных учреждений – на очереди 1227 детей.
- Высокий износ зданий образовательных учреждений.
- Необходимость проведения реконструкции школьных столовых.
В сфере культуры и спорта:
-
- Морально и физически изношенная материальная база учреждений культуры и спортивных сооружений.
- Необходимость реконструкции стадиона «Знамя».

4. Перспективы развития города на 2011-2015 годы.
Концепция развития города на 2011-2015 годы нацелена на решение четырех основных задач:
- диверсификация традиционных отраслей экономики;
- создание новых для города отраслей экономики;
- дальнейшее развитие социальной и инженерной инфраструктуры города;
- обеспечение экологической безопасности.
В конечном итоге, решение этих задач должно привести к повышению качества жизни населения, созданию комфортных условий для проживания в городе Воткинске.

4.1. В области промышленности.
Учитывая статус моногорода, планируется произвести мягкую диверсификацию существующих производств и создать условия, способствующие привлечению инвестиций для организации новых высокотехнологичных промышленных производств.
Устаревающая и невостребованная на рынке сбыта продукция должна постепенно замещаться выпуском новых видов товаров. Этот процесс на предприятиях города идет постоянно, и в настоящее время становится все более значимым.
Промышленные предприятия вкладывают собственные средства в освоение новой продукции в целях сохранения объемов производства и высокой конкурентоспособности.
В рамках концепции социально-экономического развития города рассматривается несколько ключевых инвестиционных проектов, как градообразующего предприятия, так и других предприятий. Основная цель реализации данных проектов - повышение финансовой устойчивости предприятий, создание новых производств, увеличение объемов выпускаемой продукции, сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
На сегодняшний день на градообразующем предприятии ФГУП «Воткинский завод» удельный вес гражданской продукции не превышает 20%. В целях увеличения объема гражданского производства и создания условий для организации дополнительных рабочих мест, а также обеспечения надежного теплоснабжения муниципальных предприятий и города в целом, предприятием подготовлен ряд инвестиционных проектов.
Планируется создание дополнительных мощностей по производству корпусов для приборов контроля расхода газа в газопроводных системах «Газпрома». Ориентировочная стоимость проекта 28 млн. рублей.
Создание специализированного участка для производства крупногабаритного оборудования для атомных электростанций, стоимость проекта 34 млн. рублей.
За счет внедрения специального комплекса для раскроя листовых материалов из рулонного листа планируется создание мощностей по крупносерийному производству электронагревателей.
Предприятие планирует увеличивать производственные мощности по изготовлению оборудования для нефтяной отрасли.
Кроме того, на период да 2015 года намечена реконструкция теплоэлектростанции предприятия - стоимость проекта 1,3 млрд. рублей. А также реконструкция магистральных тепловых сетей, которая заключается в замене отработавших нормативный срок трубопроводов на современные, и внедрение телемеханического управления секционной арматурой. Ориентировочная стоимость проекта 386 млн. рублей. Экономический эффект будет слагаться из снижения тепловых потерь и повышения надежности теплоснабжения города.
Объем инвестиций, необходимый для реализации указанных проектов, составит порядка 2-х миллиардов рублей.
Определены приоритеты в маркетинговой политике завода РТО. Предприятие планирует добиться участия в международной программе утилизации отходов производства на атомных электростанциях, освоить производство комплектующих деталей для атомных реакторов и нестандартного оборудования для поставки на атомные станции. Это позволит в несколько раз увеличить объемы производства, а также расширить рынки сбыта, в том числе за счет поставок на экспорт. Планируемый объем инвестиций - около 100 млн. рублей.
Воткинским филиалом «Газмаш» наряду с традиционно производимыми газовыми плитами, начато производство электрических бытовых плит двух моделей, что позволило увеличить продажу на 12%. Кроме того, предприятием освоено производство мобильных зданий контейнерного типа и ведется поиск заказчиков для расширения рынка сбыта.
Продолжает разработку и освоение новых видов продукции Воткинская промышленная компания, выпускающая в основном товары для детей. Предприятие планирует вложение инвестиций до 200 млн. рублей в строительство и реконструкцию производственных помещений, обновление и модернизацию производственного оборудования, обновление коммуникаций. На предприятии идет постоянное освоение новых видов продукции. Для развития швейного участка планируется создание игровой серии товаров, мягких игрушек на липучках. Ведется работа по улучшению потребительских свойств уже освоенной номенклатуры - санок, кроваток, колясок.
Наряду с диверсификацией традиционных отраслей, начато создание новых для города отраслей экономики.
Для развития производства и увеличения объемов заводом нефтегазового оборудования «Техновек» планируется завершение строительства производственного корпуса по изготовлению блоков гребенок для нефтяной отрасли и организация литейного производства, а также приобретение нового высокотехнологичного оборудования. Объем планируемых инвестиций порядка 100 миллионов рублей.
Модернизация существующих производств, создание новых крупных предприятий не является единственной нашей задачей. Концепцией развития предусмотрено также создание условий для открытия в городе новых производств.
Еще один из крупный инвестиционный проект, реализуемый в городе Воткинске - это новое, современное предприятие по производству электротехнического оборудования - завод «Вектор». Инвестиции в создание предприятия составили 300 млн. рублей.
В 2009 году предприятие приступило к выпуску изделий, и к 2015 году планирует выйти на объемы промышленного производства в сумме 4 миллиарда рублей, что позволит создать порядка 400 новых рабочих мест.
Однако у завода существуют значительные инфраструктурные ограничения - плохое состояние подъездных дорог.

4.2. Развитие малого бизнеса.
Проведенный комплексный анализ показал, что сложившаяся в городе традиционная структура экономики, опирающаяся на градообразующее предприятие, должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка.
Мы планируем, что малый бизнес будет развиваться в сферах деятельности, не привлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации и увеличению налоговых поступлений в городской бюджет, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Малый бизнес может в достаточной мере модернизировать экономику города, а также решать социальные задачи при открытии новых производств.
Актуальным для города является инвестиционный проект по систематизации сбора твердых бытовых отходов с дальнейшей их переработкой.
Еще один интересный проект - производство пеностекла. С его реализацией начнется переработка стекла и стеклобоя в строительный материал - пеностекло. Удачное сочетание прочности и высоких теплоизоляционных свойств этого материала позволит повысить темпы строительства жилья.
В городе есть все условия и возможности для реализации таких проектов, как производство современных информационных технологий, переработка сельскохозяйственной продукции и многих других.

4.3. Развитие промышленных зон и транспортной инфраструктуры.
Намерения промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса позволили определить в Генеральном плане развития города две основные промышленные зоны: северо-восточную и юго-западную.
В юго-западной зоне расположены предприятия, в основном специализирующиеся на машиностроении и металлообработке: ФГУП «Воткинский завод», Техновек, Завод РТО, Завод «Вектор», Воткинская промышленная компания. В северо-восточной - предприятия пищевой промышленности - Мясокомбинат, Молокозавод, Винзавод, деревообработка и производство строительных материалов - Новая техника, Базальтовое волокно, Уралпромлес и другие.


Серьезным препятствием для развития производства в данных промышленных зонах и создания благоприятного климата для привлечения инвестиций на территорию города является недостаточно развитая транспортная инфраструктура.
Необходимо строительство магистрали, обеспечивающей предприятия, расположенные в Юго-западной промышленной зоне выездом на объездную дорогу. Это будет способствовать открытию новых производств и расширению действующих, позволит обеспечить доставку сырья и перевозку продукции предприятий, расположенных в этой зоне. Необходимый объем инвестиций - 25-30 млн. рублей. Предприятия готовы инвестировать в строительство дороги, но без бюджетных вложений в развитие дорожной инфраструктуры не обойтись.
Важное значение имеет также восстановление улицы Локомотивная - это одна из двух имеющихся автодорог, связывающих Юго-Западную и Северо-Восточную части города. На восстановление этой дороги необходимо порядка 40 млн. рублей. В связи с недостатком средств, выделяемых на капитальный и текущий ремонт дорог, улица в настоящее время закрыта для движения автотранспорта.
Другая дорога - плотина Воткинского пруда, надежно защищающая территорию Воткинского завода от затопления, недопустимо перегружена. Любая нештатная ситуация (дорожно-транспортное происшествие, ограничение движения в паводковый период и т.п.) может привести к непоправимым последствиям.

4.4. Развитие жилищного строительства.
Генеральным планом развития города Воткинска намечен новый район «Западный» для развития малоэтажного жилищного строительства. Удобство и привлекательность данной территории обусловлено близким прохождением необходимых коммуникаций - линий газоснабжения, электроснабжения, водозабора. Предполагается, что застройка нового района позволит в перспективе увеличить жилой фонд более, чем на 100 тысяч кв. метров.


Вместе с тем, для осуществления жилищного строительства необходимо развитие транспортной инфраструктуры: целесообразно формирование отдельного въезда со стороны Ижевска.

По многоэтажной застройке в рассматриваемом периоде планируется ввести в эксплуатацию 55,5 тысяч кв. метров жилья путем точечной застройки в различных районах города. Земельные участки для строительства также определены Генеральным планом.


Для обеспечения устойчивого и бесперебойного газоснабжения города необходимо строительство отвода от газопровода «Ямбург - Тула», расположенного на территории Шарканского района и строительство новой газораспределительной станции. На сегодняшний день газоснабжение города осуществляется от магистрального газопровода, срок службы которого более 45 лет. В случае повреждения на нем, весь город, включая промышленные предприятия и население, останется без газа. Необходимая сумма для строительства около 200 млн. рублей.
Еще одной серьезнейшей проблемой является высокий процент износа коммунальной инфраструктуры, особенно сетей водоснабжения и водоотведения. Для нормального функционирования следует ежегодно менять до 20 километров водопроводных сетей. Только за счет коммунальных платежей это сделать невозможно.
Необходимо также продолжение строительства второй очереди очистных сооружений водозабора. Это позволит вывести из эксплуатации старые резервуары, находящиеся в аварийном состоянии, увеличить подачу воды в город и обеспечить бесперебойное водоснабжение жилых домов и предприятий города. Ориентировочная стоимость работ составляет около 200 млн. рублей.

4.5. Экологическая безопасность.
Инвестиционная привлекательность города обусловлена еще и экологической обстановкой, которая на сегодняшний день не совсем благополучна. На территории города расположено много вредных производств, наносящих непоправимый вред окружающей среде.
В целях обеспечения экологической безопасности планируется комплекс мероприятий по улучшению состояния природной среды:
- установка стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;
- выявление всех источников загрязнения и оснащение вентиляционных систем газоочистными установками;
- строительство очистных сооружений на ливневой канализации промышленных предприятий города;
- строительство автомоек с оборотным водоснабжением.
Положительную роль в охране окружающей среды сыграет и организация уже упомянутого производства по переработке твердых бытовых отходов.
Кроме того, поскольку пруд является единственным источником водоснабжения города Воткинска и Воткинского завода, масштабный характер приобретает проблема очистки Воткинского пруда. Появление значительного количества фитопланктона снижает качество питьевой воды. Очистка ложа Березовского залива позволит улучшить водообмен и частично решить проблему питьевой воды. Согласно сводному сметному расчету на реализацию проекта необходимо 45 млн. рублей.
Что касается всего пруда, то здесь необходима разработка документации по аналогии с Ижевским прудом, и только тогда можно будет говорить о стоимости работ. Но ситуация с качеством воды очень сложная.

4.6. Развитие социальной сферы.
Развитие промышленной сферы, строительство жилья и коммунальной инфраструктуры должно послужить стимулом и для развития социальной сферы в городе.
В целях решения проблемы нехватки мест в детских садах на период до 2015 года в городе планируется строительство двух детских садов на 180 и 125 мест.


Для завершения программы «Детское и школьное питание» необходимо провести реконструкцию пищеблоков и ремонт обеденных залов оставшихся школьных столовых. На эти цели потребуется не менее 30 млн. рублей.

В области здравоохранения в планах до 2015 года проведение реконструкции родильного дома, строительство новой поликлиники и туберкулезного диспансера, место для которого уже определено. Необходимый объем финансирования - 270 млн. рублей. Кроме того, все лечебные учреждения нуждаются в ремонте и обновлении лечебно-диагностического оборудования, эта работа будет также планомерно проводиться.


В развитии сферы физкультуры и спорта будет преобладать направление дальнейшей популяризации здорового образа жизни. Это направление планируется реализовать через поддержание существующей сети спортивных сооружений, а также строительство новых.

На данном этапе подготовлена проектно-сметная документация на строительство спортивного комплекса в Привокзальном районе, разработан план реконструкции стадиона «Знамя». Также планируется строительство спортивно-досугового центра для занятий лыжным и горнолыжным спортом. Все условия для этого у нас есть.


Учитывая, что город Воткинск по всем признакам является моногородом, для успешного развития городской экономики необходима комплексная поддержка на федеральном и республиканском уровнях.
По отдельным инвестиционным проектам могут быть привлечены средства Инвестиционного фонда, федеральных и республиканских целевых программ, применены инструменты льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам.
Вместе с тем, мы понимаем, что поддержка государством развития ключевых отраслей экономики города будет оказываться только при условии, что предприятия сами будут осуществлять модернизацию производственных мощностей с применением конкурентоспособных отечественных технологий и оборудования, а органы власти города займут наступательную позицию по решению задач.
По предварительным расчетам, на реализацию всех намеченных мероприятий необходимо привлечь порядка 8-10 млрд. рублей инвестиций, из них: 70% - частные инвестиции, 30% - средства бюджетов всех уровней.

5. Итоги реализации концепции.

Реализация концепции, а впоследствии программы, позволит нам к 2015:
- Диверсифицировать традиционные производства, вывести их на новые рынки сбыта, обеспечить загрузку существующих производственных мощностей, стабильную занятость трудоспособного населения города.
- Развить новые отраслевые направления и создать условия для устойчивого экономического роста.
- Укрепить финансовую устойчивость городского бюджета.
- Обеспечить всех потребителей надежной и качественной инфраструктурой и создать комфортные условия проживания для населения города.

А также достичь следующих основных показателей социально-экономического развития муниципального образования «Город Воткинск» на 2015 год:

Показатели Единица измерения 2009 г. Целевой ориентир 2015 г.
Отгружено товаров собственного производства млн. руб 11800 Не менее 20000
Среднемесячная заработная плата руб. 14129 Не менее 25000
Уровень регистрируемой безработицы % от экономически активного населения 1,8 Не более 0,9
Средняя обеспеченность одного жителя Воткинска общей площадью жилья кв.м на одного жителя 19,9 24,0
Ожидаемая продолжительность жизни лет 64 Не менее 72
Ежегодный естественный прирост населения человек в год 32 Не менее 50
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях % к численности детей дошкольного возраста 77 Не менее 90
Доля автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием % 58 Не менее 70

Все это в конечном итоге позволит повысить благосостояние жителей города. Ведь именно это и является нашей первоочередной задачей.


 
Информационные сообщения
 
28.12.2010

28.12.2010

23.12.2010

 
 
Города-побратимы
 
Вест-Джордан
 
Каменка (Украина)
 
 
 
ДК "Юбилейный" АФИША
 
 
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
 
Защита прав субъектов персональных данных
 
Служба по контракту в погранвойсках ФСБ
Новости, информация | Муниципальные закупки | Глава МО «Город Воткинск» | Городская Дума | Администрация города | Документы | Интернет-приемная | Город вчера, сегодня, завтра | Люди, герои, династии | Административная комиссия | Культура | Управление образования | Управление по делам архивов | Муниципальное имущество | Росреестр | Градостроительство и ЖКХ | Промышленность, торговля | Социальная сфера | Здравоохранение | Физкультура и спорт | Управление ЗАГС | Избирательная комиссия | Полезные ссылки | Городские сайты | Безопасность | Служба спасения - 01 | Государственные услуги |
Теле- радиокомпания "Моя Удмуртия"
Разработка и дизайн: ООО "ВиКом"
Поддержка: Администрация города Воткинска